Евгений Новицкий
Согласно данным Американской ассоциации владельцев домашних животных (American Pet Association – APA), около миллиона жителей Соединённых Штатов подрабатывают разведением и торговлей кошками, собаками, экзотическими рыбами, птицами и рептилиями. Общая же прибыль от продажи животных превышает $3 миллиарда в год.
Сразу стоит заметить, что продажа животных в настоящее время – чуть ли не единственный бизнес на дому, гарантирующий прибыль и не требующий от человека специального образования или большого опыта.
Несмотря на огромное количество федеральных и штатных сообществ, коалиций, центров и ассоциаций, регулирующих деятельность торговцев животными, подавляющее большинство «бизнесменов» придерживаются классической схемы заработка: дожидаются, пока их домашняя кошка (собака, попугай, хомячок) обзаведётся потомством, а потом продают детёнышей через интернет или печатные СМИ. Если прикинуть, то торговцы тратят деньги только на ветеринаров (прививки, обследование, регистрация, идентификация и т. п.)
Уильям Фолкс из Алабамы – типичный пример среднестатистического американского собаковода. На своём ранчо он разводит французских бульдогов, которых потом продаёт по $1000 за щенка. Поскольку Фолксу принадлежит почти 140 акров земли, многочисленным собакам есть где побегать и поиграть. «Всю свою жизнь я проработал в мастерской по ремонту автомобилей, - рассказывает бизнесмен. – Как и многие мои коллеги, с наступлением кризиса я остался без работы. Теперь пробую себя в новом амплуа».
По заверениям Фолкса, торговля животными приносит ему около $40 тысяч в год. Некоторых, особо красивых щенков, он выставляет на интернет-аукцион. Тогда цена поднимается в 7 – 8 раз. «Это беспроигрышный бизнес, - с гордостью говорит Фолкс. – Люди быстро становятся банкротами, вкладывая деньги в магазины, рестораны, парикмахерские и другие бизнесы. Никто из них даже не задумывается о прибыльности торговли животными».
Другой пример. Безработная Эрика МакРойден из штата Мэн попытала силы в разведении экзотических рыб. Теперь женщина имеет прибыль не менее $55 тысяч в год от продажи аквариумных рыбок с трудно переводимым на русский язык названием blue spot jawfish (средняя цена – $80 за штуку).
«В моём бизнесе большую роль играет терпение, - рассказывает МакРойден. – Рыбки требуют ухода, внимания, заботы и любви. Если думать только о заработке, то ничего не получится. К тому же всегда следует помнить о том, что экзотические рыбы нуждаются в экзотических условиях проживания. Очень трудно создать тропический климат в аквариуме частного дома, расположенного на самом севере Америки».
Нет никакого сомнения в том, что продажа животных – процесс творческий, требующий от человека смекалки и фантазии. Например, Луис Эдгар из Чикаго (штат Иллинойс) заработал за последние пять лет четверть миллиона долларов при начальном капитале в $7 тысяч. Для начала он купил четырёх бенгальских кошек (две девочки, два мальчика) с идеальной родословной.
Специально для своих питомцев Эдгар выделил три комнаты в доме, которые оборудовал под нужды животных. Кошкам так понравилось в доме своего хозяина, что одна пара подарила ему 5 котят, а другая аж 8 котят. Только на первом потомстве он заработал почти $30 тысяч.
«Теперь я понимаю человеческую психологию, - говорит Эдгар. – Американцы могут сэкономить несколько долларов на продуктах или кабельном телевидении, но когда речь заходит о домашних животных, то они становятся необычайно щедрыми. Дети, взрослые, пенсионеры – все они испытывают по отношению к животным теплое чувство. Просто у одних оно проявляется больше, а у других - меньше. Но бездушных людей не бывает».
Бизнес-истина гласит: чем экзотичнее «братец наш меньший», тем дороже его можно продать. Однако маркетологи выявили ещё одну любопытную закономерность, изучив психологию американских покупателей животных: живой товар должен быть либо милым (cute), либо ужасным (terrible). Следовательно, потенциальные покупатели должны испытывать или любовь, или страх.
Так, техасец Уилл Хоббарт зарабатывает около $100 тысяч в год на разведении и продаже гигантских многоножек, далёких прародителей которых он много лет назад привёз с острова Тринидад. У любого нормального человека эти существа из класса членистоногих вызовут чувство отвращения. Недостатка клиентов, однако, Хоббарт не испытывает.
«Заказы на многоножек мне приходят даже с Аляски, - рассказывает Хоббарт. – Люди готовы выкладывать по $700 - $900 за одну только безопасную доставку. Они хотят видеть в своём доме этих монстров, которые, кстати, питаются живыми мышами».
С таким же успехом бизнесмены делают большие деньги на продаже скорпионов, тарантулов, пауков, саранчи и прочих малоприятных насекомых и рептилий. Кто только не живёт в квартирах и домах современных американцев – от элитных африканских тараканов стоимостью $200 до аллигаторов по цене $10 тысяч и выше. А если есть спрос, как известно, то будет и предложение.
Федеральные и штатные власти, надо сказать, к торговцам животными и другими востребованными «существами» относятся с большой настороженностью. И самая большая проблема заключается в том, что бизнесмены в большинстве своём не платят налоги с продаж. За кошек и собак, как правило, они просят наличные, которые никогда не кладут в банк и нигде не регистрируют. С начала года налоговая служба IRS (Internal Revenue Service) оштрафовала почти сотню магазинов по продаже домашних питомцев, но ни одного частного торговца.
«Рынок животных – это одна из немногих сфер экономики, которая, фактически, не регулируется законодательством, - рассказывает налоговый эксперт Майк Винченцо. – Каждый второй человек в Соединённых Штатах имеет хотя бы одну кошку или собаку. И каждый пятый человек платит за её покупку наличные деньги. Как следствие каждый год IRS не досчитывается сотен миллионов долларов».
Налоговая служба неоднократно пыталась взять продавцов животных под контроль посредством договорённости с ветеринарными клиниками. Ведь ветеринары фактически являются единственными специалистами, через которых можно узнать о торговцах-неплательщиках (посредством электронной базы данных о регистрации и вакцинации кошек и собак).
К сожалению, в ветеринарной сфере творится такой беспорядок, как и во всём американском здравоохранении. Выйти на неплательщиков налогов стражам порядка так же непросто, как на расхитителей Медикера и Медикейда. А последние давным-давно забыли, что такое страх перед законом.
В целом же доходы от торговли домашними животными в Соединённых Штатах за три последних года увеличились. Немаловажную роль сыграл и финансовый кризис, который заставил миллионы американцев расстаться с начальством и подчинёнными, но сблизиться с кошками и собаками. По стабильности и перспективности торговля «братьями нашими меньшими» может сравниться разве что с похоронными агентствами. Этот бизнес был, есть и будет существовать.
Закончу материал результатами любопытного исследования Американской ассоциации психологов (American Psychological Association – APA). Эксперты попытались выяснить, что толкает жителей Соединённых Штатов на покупку домашних животных (3% населения имеют в своих домах целые «мини-зоопарки» - от пяти животных и больше). Самым популярным ответом оказался... «Затрудняюсь ответить». Причём психологи увидели в этом ответе много положительного. Если люди до сих пор руководствуются инстинктом, покровительствуя кошкам и собакам, то это свидетельствует только об одном: они не утратили благородства даже в самые тяжёлые для экономики времена.